Кампания против компаний. В Россию пришла мода на частные иски в отношении крупных корпораций.

 
Россияне все чаще судятся с крупными компаниями, отстаивая свои права. Так, на прошлой неделе житель Ухты подал в ФАС жалобу на рост цен на бензин. До него житель Воронежа потребовал от банка «Тинькофф кредитные системы» выплатить ему многомиллионную компенсацию за неисполнение финансовой организацией обязательств по договору. А некая москвичка вчинила иск косметической компании Schwazkopf&Henkel о возмещении морального вреда в размере 1 млн. руб. за рекламу краски для волос для блондинок. В будущем число подобных разбирательств будет только возрастать, особенно в отношении действий, совершаемых компаниями-монополистами, считают эксперты «Новых Известий». Но для того, чтобы человек имел реальный шанс победить бездушную систему, в России должна появиться практика подачи частных и коллективных исков граждан – подобный механизм давно и успешно действует, к примеру, в США.

Потребители все чаще подают иски по защите своих прав, отмечает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов. По его мнению, действующий закон о защите прав потребителей предоставляет гражданам существенную возможность «заработать» на правосудии: если потребитель выигрывает в суде дело против компании, не удовлетворившей требования добровольно, последняя выплачивает ему штраф в сумме 50% от этих требований. «Например, гражданин выиграл суд против автоконцерна General Motors из-за технологического дефекта автомобиля Opel, – поясняет Сергей Варламов «НИ». – По решению суда автовладелец получил примерно 740 тысяч рублей. Таким образом, он окупил все свои затраты – на проведение экспертизы и услуги адвоката. Такие прецеденты есть практически во всех крупных городах России, где продаются иномарки».

Отстоять свои права в схватке с системой гражданин может достаточно успешно, но это его не озолотит. Все потому, что в России любые попытки засудить компанию на миллионы рублей признаются злоупотреблением правом. Такого мнения в свою очередь придерживается эксперт проекта «Общественная дума» Илья Здановский. Озвученный им тезис можно рассмотреть на конкретном примере – нашумевшем споре жителя Воронежа Дмитрия Агаркова с банком «Тинькофф кредитные системы». Напомним, что хитрый заемщик в договоре на предоставление кредита собственноручно прописал условия в свою пользу, а банк, не заметив подвоха, его подписал. В результате финансовая организация оказалась должна клиенту 24 млн. рублей.

«По российским законам неустойку, прописанную в договоре, можно уменьшить в суде, – отмечает «НИ» г-н Здановский. – По общим правилам, если она несоразмерна нарушенному обязательству, суд по заявлению заинтересованной стороны корректирует неустойку до разумных пределов. Никак нельзя признать разумным уплату штрафа в несколько десятков миллионов потребителю за то, что его кредитную линию в 7 тысяч рублей заморозили за неуплату. В худшем случае банк заплатит заемщику только ту сумму, которая была предоставлена в качестве кредита. И цену вопроса беспокойства банка можно определить максимум в 30 тысяч рублей». Получается, что у пострадавших вследствие причинения вреда или нарушения условий договора всегда есть право компенсировать свои страдания, но с некоторой оговоркой: все должно быть в меру. А меру определяет суд в соответствии с собственными представлениями о ней.

Впрочем, в описанной выше истории клиент абсолютно прав, считает председатель Арбитражного третейского суда Москвы Алексей Кравцов. «Проблема появилась по вине банка: какой-то сотрудник недосмотрел пункт, договор подписали, – объясняет юрист. – В нашей практике часто встречаются дела, когда с иском о взыскании просроченных платежей обращается банк, и ответчики открыто говорят, что они даже не читали то, что написано мелким шрифтом в кредитном договоре. Они пытаются убедить суд, что из-за этого договор недействителен. Но так как договор подписан, утверждения «я его не читал» не принимаются. При разбирательстве в третейском суде договорные отношения становятся во главу всех взаимоотношений».

В банковском секторе бороться с системой очень трудно, констатирует Сергей Варламов. Несмотря на высказанное Высшим арбитражным судом мнение о том, что многие комиссии при выдаче кредитов навязываются заемщикам и являются незаконными, мировые судьи и судьи районных судов часто отказывают потребителям в возврате таких платежей. «Обоснование выглядит просто: заемщики сами соглашаются на такие условия, в то время как в России действует принцип свободы. То есть имеется возможность прописывать в документах абсолютно любые требования», – поясняет представитель Ассоциации молодых предпринимателей.

Суды – это система, с которой столь же трудно бороться, соглашается Илья Здановский. Если с помощью правосудия любой гражданин сможет «поставить на колени» любую крупную компанию, суды будут завалены исками о компенсациях морального вреда на миллионы рублей. Разумеется, судебная машина стремится всячески минимизировать подобные риски. Например, этой весной москвичка Венера Гришина, обидевшись на известный рекламный ролик, посвященный краске для волос для блондинок, потребовала 1 млн. руб. моральной компенсации с косметической компании Schwazkopf & Henkel. Женщину особенно оскорбила фраза «джентльмены предпочитают блондинок». Тем не менее Мещанский районный суд Москвы иск не удовлетворил.

На Западе довольно распространены иски частных лиц к табачным компаниям. В России эта практика также набирает обороты. Наиболее яркий пример – требование петербургского пенсионера Ивана Прокопенко о взыскании с табачной фабрики «Петро» компенсации морального ущерба в размере 450 тыс. долларов за причинение вреда здоровью, вспоминает адвокат Ирина Медведская из адвокатского бюро Ds Law. «Произведенные табачной фабрикой папиросы «Беломорканал» вызвали у Прокопенко рак легкого, впоследствии повлекший за собой летальный исход. Это исковое требование было удовлетворено судом, однако рассмотрение подобных споров носит скорее «точечный», нежели массовый характер», – уточняет адвокат.

А вот дело, возбужденное Управлением ФАС по Республике Коми на основании жалобы от частного лица на рост цен на автобензин, пожалуй, можно назвать прецедентом. Доминирующее положение на розничном рынке в этом регионе занимает дочернее представительство «ЛУКОЙЛа». Но пока никаких проверок в отношении этой компании не было.

«Отсутствие обращений в суд гражданами России на противоправные действия со стороны крупных монополистов спровоцировано тем фактом, что многие обыватели, имея заранее сформированную внутреннюю убежденность в проигрыше спора с участием крупных компаний, не видят смысла в реализации своего права на судебную защиту, – замечает «НИ» г-жа Медведская. – Данное убеждение, уходящие корнями в советский период, позволяет монополистам устанавливать кабальные условия заключения сделок с гражданами, а также оставаться безнаказанными при причинении гражданам материального ущерба и морального вреда».

Предприятия-монополисты – самые крупные налогоплательщики, поэтому государство не будет спешить осаживать их по ценовым вопросам, предупреждает г-н Кравцов. «Пока продолжается такая «дружба» государства с монополиями, никакая борьба человека с системой не будет приносить плоды, – вздыхает юрист. – Но если ФАС станет принимать реальные меры и доводить дела до конца, а не ограничиваться только выездом на место и вынесением предписания, то появится понятие неотвратимости наказания, наладится дисциплина. Работа для «галочки» не дает уроков для бизнеса. Систему можно победить только волевым решением государства».

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил о том, что в России следует создать систему частных и коллективных исков граждан против монополий и тех чиновников, которые их прикрывают. Этот механизм существует более 60 лет в США и позволяет любому пострадавшему лицу становиться истцом по коллективному взысканию. «Гонорар успеха» адвокатов и потребительских обществ, предъявляющих такие иски, составляет 30–40% от суммы взысканных убытков. В случае проигрыша судебные расходы ответчика не возмещаются. «Главная трудность при запуске американской системы частных и коллективных исков граждан состоит в необходимости четкого определения размера понесенных пострадавшей стороной убытков, а также в установлении причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями», – говорит Ирина Медведская.

Монополисты, испугавшись высоких сумм компенсаций и гонораров адвокатов, скорее всего, будут придерживаться практики досудебного разрешения споров с гражданами и их объединениями путем переговоров. В то же время принятие системы может повлечь отток иностранных инвестиций с территории России, считает адвокат. «На мой взгляд, в настоящее время главная задача законодателя, а также служб и ведомств, защищающих права граждан в спорах с монополистами, – довести до сведения этих граждан позицию о возможности и необходимости защиты своих прав и законных интересов», – резюмирует собеседница «НИ».

Во многих странах приняты некие тарифы для понятного и четкого расчета компенсации, напоминает эксперт по инвестициям комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Тамара Касьянова. «В отдельных случаях суммы компенсации исчисляются шестизначными цифрами, – отмечает она. – В 1992 году Стелла Либек из Нью-Мексико получила ожог третьей степени от горячего кофе, и суд постановил выплатить ей почти 3 миллиона долларов, но после обжалования сумма сократилась до 640 тысяч. В 2001 году другая американка получила компенсацию в 110 тысяч долларов за ожог на лице от горячей еды. В России выплаты клиентам в результате форс-мажорных ситуаций намного скромнее. Так, в 2004 году москвичка оценила моральный вред от ожогов горячим кофе в 900 тысяч рублей, но позже по неизвестным причинам отозвала иск. Или новгородец, который в 2010 году отравился сэндвичем, вместо 200 тысяч рублей получил компенсацию морального вреда в 1,5 тысячи рублей». Но если доказать прямой вред еще как-то можно, то косвенный – уже сложнее. Получить компенсацию за лишний вес в результате питания в McDonald’s не так уж просто, указывает г-жа Касьянова. Причин ожирения может быть уйма – и малоподвижный образ жизни, и питание в позднее время.

Посещать рестораны быстрого питания или нет, брать кредит или нет – выбор каждого человека, но вот с системой ЖКХ, например, сталкиваются все. Сегодняшнюю ситуацию в отношениях между собственниками жилья и управляющими компаниями можно назвать взрывоопасной. И победить эту систему можно только с помощью упрямства. «Собственник жилья должен быть одновременно специалистом в области экономики, техники и, конечно, юриспруденции, – констатирует Тамара Касьянова. – Законодательные акты перегружены специфической лексикой, ссылками на другие нормативно-правовые документы. Захочет, например, пенсионер сам разобраться, как устанавливаются тарифы, откроет Жилищный кодекс и ничего не поймет. А значит, продолжит переплачивать за услуги ЖКХ из своей крохотной пенсии. К счастью, есть люди, которые не согласны идти на поводу у системы и готовы отстаивать свои права столько, сколько нужно».

Помимо того, что существуют созданные системой препоны, следует отметить и незаконную практику, которая стала нормальной и общепринятой для российской действительности, подчеркивает гендиректор компании, занимающейся операциями с недвижимостью, Георгий Дзагуров. «Например, гражданин приобретает квартиру, но застройщик не оформляет эту недвижимость ему в собственность, – рассказывает эксперт. – Тем не менее человек должен за эту, уже оплаченную, но пока еще только обещанную квартиру платить коммунальные платежи и нести операционные расходы по ее содержанию. При этом гражданин не может распоряжаться своей недвижимостью в полной мере – заложить, продать, оформить в собственность, подарить. Оказывается, девелоперы пробили такую судебную практику для себя».

АЛЕКСЕЙ АРОНОВ
http://www.newizv.ru/economics/2013-08-13/187141-kampanija-protiv-kompanij.html

Возврат к списку