Как правильно жаловаться?

 

Продолжаем серию постов в помощь студентам, решившим отстаивать свои права, но не знающим как это сделать. В данном тексте будут рассмотрены особенности написания, подачи и процесса рассмотрения жалоб студентов. Мы расскажем о подводных камнях и частых ошибках и дадим рекомендации по составлению и подаче жалоб.

Как правильно составить жалобу?

Любая жалоба состоит из шапки, текста и подписей. Учитывая предыдущий опыт написания жалоб, в шапке рекомендуется указывать только общие сведения о жалобщиках (университет, наименования общежития).

Непосредственно подписи студентов и адрес, на который необходимо отправить ответ на жалобу, рекомендуется указывать в Приложении к жалобе (чем вызваны подобные меры можно прочитать здесь). В таком случае после текста жалобы следует поставить число и ниже написать «Подписи оформлены Приложением №1, являющимся неотъемлемой частью данной жалобы». А лист с подписями необходимо озаглавить «Приложение №1» и ниже повторить что «Данное Приложение является неотъемлемой частью жалобы от такого-то числа».

Кроме того, следует помнить, что подать жалобу может лицо, чьи права непосредственно нарушаются. Т.е. если вас не пустили ночью в общежитие или вы живете по 4 человека в комнате, жаловаться можете только вы, а не ваши знакомые, родственники или друзья. Что касается адреса для получения ответа на жалобу, здесь можно указать абсолютно любой адрес, даже за пределами МСГ, района и города.

Статья 7, N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.


Текст жалобы пишется в свободной форме, понятным языком. Следует четко излагать причину обращения, писать по существу, оставляя в стороне эмоции. Если есть возможность, то рекомендуется указать норму права, которую на ваш взгляд нарушает Администрация общежития. Делается это больше для перестраховки, таким образом вы показываете, что знаете свои права. Соответственно, сотрудники, занимающиеся рассмотрением вашей жалобы, должны будут опровергнуть приведенную вами норму права другой нормой.

Что лучше: коллективная или индивидуальная жалоба?

Существует мнение, что коллективная жалоба имеет больший вес при рассмотрении. Коллективной считается жалоба, содержащая больше одной подписи.
Индивидуальную жалобу следует писать в том случае, если нарушение прав касаеся только вас и данное нарушение не относится к широкому кругу лиц. Например, плата за общежитие, проживание в комнатах по 4 человека.

Как следует подавать жалобу?

Как уже отмечалось, жалобу можно подать лично, опустить в ящик «Для обращений граждан» в самой структуре, отправить по почте или факсом. Ниже представлены рекомендации по повышению эффективности процесса рассмотрения вашего заявления.

Если вы решили подать индивидуальную жалобу в местную структуру, то лучше всего зарегистрировать ее на приеме у должностного лица. Так вы можете получить ответы на все интересующие вопросы и рекомендации по дальнейшим действиям или сути самой жалобы. Как правило, прием граждан ведется в определенное время (подробнее можно прочитать здесь) без предварительной записи. Кроме того, после регистрации жалобы вам сразу назовут сроки ее рассмотрения и входящий номер, присвоенный обращению.

Статья 13, N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Входящий номер жалобы знать необходимо. Во-первых, для отслеживания процесса её рассмотрения, во-вторых, чтобы жалоба не затерялась в общем потоке обращений, в-третьих, это поможет в дальнейшем ссылаться на жалобу и ответ, получить копию ответа при его утере и пр.

Статья 8, Федеральный закон N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Если вы подаете коллективную жалобу, то зарегистрировать ее на личном приеме у должностного лица можно либо в присутствии всех подписавшихся, либо одному человеку с доверенностью от остальных жалобщиков на представление интересов последних по данному вопросу.

Если вы отправляете письмо по факсу или опускаете его в ящик «Для обращений граждан», то необходимо позднее перезвонить по телефону и узнать присвоенный жалобе номер. Что касается почтовых отправлений, то рекомендуется отправлять последние заказным письмом с уведомлением (уведомление приходит вам и сообщает о доставке письма адресату), после этого лучше перезвонить и уточнить входящий номер обращения.

Как происходит рассмотрение жалобы?

Статья 12, Федеральный закон N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

  1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
  2. В исключительных случаях <…> уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
  3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 6, Федеральный закон N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

  1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
  2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Присылайте интересующие вас темы и мы поговорим о них в следующих постах.


Возврат к списку