«ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС», «ИНТЕРЕСЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ» КАК ОСНОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ПРОКУРОРА В СУД

 
Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

Непосредственно участие прокурора в гражданском процессе регламентируется ст.ст. 35 ФЗ о прокуратуре, согласно которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Гражданским процессуальным законодательством (ст. 34 ГПК) прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъек­тивных прав и охраняемых законом интересов граждан и организа­ций. Прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выноси­мых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, ока­зывает помощь суду в осуществлении правосудия. Основная цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве – защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также законных интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 34 ГПК РФ относит прокурора к лицам, участвующим в деле и наделяет его всеми их признаками. Но в отличие от других лиц участвующих в деле, прокурор имеет только служебный процессуальный интерес.

Такой интерес может быть трех видов:

    1. Интерес неопределенного круга лиц;
    2. Публичный интерес;
    3. Государственный интерес.

Прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Поскольку ГПК не содержит разъяснений, что следует понимать под "интересами неопределенного круга лиц", в теории права появились различные подходы к пониманию этого понятия, которые в значительной мере были сняты разъяснениями Верховного Суда РФ по конкретным гражданским делам. Стоит отметить, что ГПК говорит о защите прокурором не "публичных интересов", а именно "интересов неопределенного круга лиц".

Так, по мнению Е. Уксусовой, иски в защиту неопределенного круга лиц имеют особый предмет защиты - некие общие блага (ценности). Эта защита направлена на обеспечение правового, экономического, социального, экологического благополучия общества. Все, что выходит за пределы интересов конкретного лица, есть защита публичного интереса, в том числе и в случаях предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц. М. Шакарян считала, что в случаях предъявления требований в защиту интересов неопределенного круга лиц иски предъявляются не в интересах конкретного субъекта (гражданина, организации), а в интересах значительного числа граждан, большой группы населения.

В соответствии с подходом Е. Артамоновой, иск прокурора в защиту неопределенного круга лиц характеризуется как иск, который позволяет осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределенность. Таким образом, защищается как публичный (общественный) интерес, так и частноправовой.

Следует также обратиться к практике Верховного Суда РФ, который неоднократно разъяснял, что понятия "значительное число граждан" и "неопределенный круг лиц" не равнозначны и прокурор вправе обратиться в суд с заявлением лишь в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Зачастую термины "публичный интерес" и "интересы неопределенного круга лиц" соотносятся как материально-правовое и процессуально-правовое понятия. Если публичный интерес - понятие материального права, означающее, что то или иное действие, правоотношение лежат в сфере, не безразличной обществу, то правовой институт иска в защиту неопределенного круга лиц - понятие сугубо процессуально-правовое. Оно определяет только вид процессуального обращения и вид судопроизводства. Другими словами, оно означает лишь специфику процессуальной формы защиты.

Что же касается "интереса неопределенного круга лиц", то, по существу, он может вытекать и из норм публичного, и из норм частного права. Кроме того, как справедливо отмечает В.В. Ярков, "отсутствие частноправовых способов защиты больших групп лиц привело к тому, что данная проблема, как это обычно бывает в России, приобрела публичный характер... граждане были вынуждены апеллировать к государству, во-первых, в силу своего сложившегося менталитета, и, во-вторых, ввиду отсутствия частноправовых способов защиты их интересов, адекватно отвечающих характеру правонарушения и стимулирующих их на самостоятельное решение своих проблем через судебную систему". Это означает, что любая проблема, не решаемая посредством частноправового регулирования со стороны государства, со временем становится публично-правовой, которую можно охарактеризовать как "публичный интерес".

Само словосочетание "неопределенный круг лиц" обозначает, что подлежащее защите право (или интерес) не носит частного характера, что у него не может быть индивидуализирован субъект. Интерес не может быть частным без определенного его носителя, а значит - это общественный, публичный интерес. Неопределенность круга лиц отнюдь не обозначает, что это не одно, а много лиц.

Понятие «публичные интересы» введено в Гражданский процессуальный кодекс РФ, и суды обязаны руководствоваться указанной нормой. Правовая конструкция ст. 387 ГПК РФ определяет публичные интересы как охраняемые законом, соответственно публичным будет считаться интерес, нашедший свое отражение в действующем законодательстве.

Основы исследования и изучения категории "публичный интерес" в отечественном правоведении заложены Ю. Тихомировым. Из определения, сформулированного Ю. Тихомировым, можно предположить, что государство становится выразителем публичного интереса, когда в своей деятельности выражает и соблюдает интересы всех своих граждан (общественные интересы) и признанный государством общественный интерес реализуется в нормах права. Защита публичного интереса, признанного государством и обеспеченного его правом, служит условием и гарантией существования и развития социальной общности.

Как свидетельствует судебная практика, прокуроры немало исков направляют на обеспечение охраны окружающей среды и природопользования, на обеспечение социальной защиты безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных, несовершеннолетних и других групп лиц, персонифицированный круг которых обозначить нередко весьма затруднительно. Зачастую в судах можно встретить иски прокуроров, направленные на понуждение уполномоченных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, иски, направленные на понуждение уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку либо обеспечить освещение улиц, ремонт дорог и др. Салахутдинова Г.И. приходит к выводу, что именно в таких случаях, посредством реализации своей специальной компетенции прокурор защищает именно публичный общественный интерес.

Таким образом, на мой взгляд, «интерес неопределенного круга лиц» является разновидностью «публичного интереса». Я считаю, что «публичный интерес» - это интерес общества, государства в целом, а «интерес неопределенного круга лиц» - это интерес какой-либо определенной группы, более конкретизированной.

В то же время, обращаясь к ч. 1 ст. 45 ГПК, указывающей на то, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, необходимо признать, что прокурору предоставлены широкие полномочия по судебной защите государственных и общественных интересов, и судебная практика свидетельствует, что такого рода заявления от прокуроров служат основаниями возбуждения соответствующих гражданских дел. Компетенция прокурора, как известно, определена Законом о прокуратуре. В силу его ст. 1 органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. По одному из дел, оказавшемуся в поле зрения, Верховный Суд РФ, указал, что обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов <12>. Это вполне согласуется с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК, где говорится о защите прокурором интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Невзирая на отсутствие в ГПК термина "государственный интерес" применительно к прокурору как субъекту гражданских процессуальных отношений прокурор защищает именно интересы государства, поскольку государство, несомненно, заинтересовано в надлежащем функционировании всех органов власти, включая муниципальные образования.

Таким образом, прокурор в суде защищает еще и государственные интересы, что, конечно же, неоспоримо, поскольку прокурор - представитель государства, специально уполномоченный на защиту в том числе и его интересов.


http://novainfo.ru/archive/22/obrashchenie-prokurora-v-sud

Возврат к списку