О правомерности прокурорских исков в защиту собственников помещений в многоквартирных домах

 
Прокуратура РФ является одним из важнейших элемен­тов государственного управления, чья основная цель -обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и граждани­на, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения указанной цели прокуратуре предо­ставлен достаточно широкий спектр полномочий, преду­смотренных п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (да­лее - Закон о прокуратуре): надзор за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления, надзор за исполнением законов указанными органами и т. д.

Одним из основных полномочий, предоставленных прокуратуре федеральным законодательством, является реализация права на обращение в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопре­деленного круга лиц. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное право закреплено ст. 45 ГПК РФ и применяет­ся прокуратурой достаточно часто.

Нарушение прав жителей многоквартирных домов управляющими организациями, ресурсоснабжающими организациями, органами местного самоуправления на практике встречается настолько часто, что обращение прокуратуры с исками в защиту прав жителей многоквар­тирных домов стало достаточно обычной практикой и само право прокуратуры на обращение с подобными исками давно уже не ставится под сомнение. Между тем указанное право прокуратуры не настолько бесспорно, и при тща­тельном анализе выяс­няется, что многие иски подаются прокуратурой с превышением полно­мочий.
>> Понятие «неопреде­ленный круг лиц» - это юри­дическая фикция, образо­вавшаяся в России в связи с определенными социаль­но-экономическими усло­виями.

Необходимо отметить, что в действующем за­конодательстве отсутст­вует определение понятия «неопределенный круг лиц», в связи с чем суды толкуют ука­занную категорию по своему усмотрению.

Упоминание о данном понятии и его при­знаках встречаются в трудах ряда специали­стов. Одни выделяют такие признаки неопре­деленного круга лиц в гражданском судопро­изводстве, как:

• многочисленность группы лиц, которая делает невозможным установление и привлечение в процесс потенциальных истцов;

• наличие общих вопросов права или фак­та для группы лиц;

• тождество предмета и основания иска;

• наличие общего ответчика (соответчи­ков) и способа защиты права в суде;

• защита публичного (общественного) интереса как группового без индивидуа­лизации материально-правовых требо­ваний для каждого;

• допустимость защиты определенно многочисленной группы без соучастия[1].

Другие отмечают, что «отсутствие част­ноправовых способов защиты больших групп лиц привело к тому, что данная проблема, как это обычно бывает в России, приобрела публичный характер, граждане были вы­нуждены апеллировать к государству, во-первых, в силу своего сложившегося мента­литета и, во-вторых, ввиду отсутствия частноправовых способов защиты их инте­ресов, адекватно отвечающих характеру правонарушения и стимулирующих их на самостоятельное решение своих проблем через судебную систему»[2]. Следовательно, понятие «неопределенный круг лиц» пред­ставляет собой, по сути, юридическую фик­цию, образовавшуюся в России в связи с определенными социально-экономически­ми условиями.

Если проанализировать собственников помещений в многоквартирном доме с точки зрения соответствия выделенным доктри-нальным признакам, характеризующим круг лиц как неопределенный, то всеми предус­мотренными признаками они не обладают. В частности, каждого жителя (собственника) можно установить и привлечь к участию в процессе, так как, например, собственники помещений в МКД могут быть индивидуали­зированы на основании свидетельства о пра­ве собственности, а жители - на основании выписки из финансового лицевого счета.

Необходимо также помнить, что Законом о прокуратуре установлено правило, в соот­ветствии с которым в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищае­мых в порядке гражданского судопроизвод­ства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитраж­ном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоя­тельств нарушение приобрело особое обще­ственное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Поскольку понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не являются синонимами, возникают опреде­ленные проблемы при толковании взаимо­связанных положений Закона о прокуратуре и Гражданского процессуального кодекса РФ. Соответственно, в зависимости от тол­кования данные нормы можно рассматривать либо как взаимоисключающие, либо как взаимодополняющие (т. е. круг лиц должен быть не только неопределенным, но и значи­тельным).

Практика свидетельствует о необходимо­сти применения второго подхода.
Пример

Прокурор Облученского района Еврейской автоном­ной области (ЕАО) обратился в суд ЕАО с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей МО «Облученское городское поселение» к филиалу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» -«Энергосбыт ЕАО», ООО «Управляющая компания города Облучье» о признании отдельных положений договора управления многоквартирным домом противоречащими закону и недействующими, ука­зывая, что по заявлению гражданина прокуратурой была проведена проверка законности начисления платы за услуги электроснабжения и освещение мест общего пользования потребителям (собственникам, нанимателям жилых помещений), проживающим в многоквартирном доме, управляемом ООО «УК города Облучье».

Суды указали, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятия «значитель­ное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны. В первом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отче­ство, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания. Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного кру­га лиц, поскольку их невозможно индивидуализи­ровать, т. е. четко определить. Исковое заявление было подано в интересах неопределенного круга лиц, что не соответствовало фактическим обстоя­тельствам по делу (фактически защищались инте­ресы жителей домов, управляемых конкретной управляющей организацией); персональный состав жителей домов может быть установлен. Поскольку прокуратурой не была обоснована невозможность жителей самостоятельно подать исковые заявления в защиту своих интересов, производство по делу было прекращено (см. определение суда Еврейской автономной области от 21.03.2012 по делу № 33­126/2012).

Несмотря на то что в данном случае суд ушел от необходимости сопоставления по­ложений Закона о прокуратуре и Граждан­ского процессуального кодекса РФ, содер­жащиеся в определении выводы косвенно подтверждают довод о том, что неопреде­ленный круг лиц должен быть еще и значи­тельным, т. е. включать как минимум более одного гражданина.





[1]Бухтоярова О.А. Доказывание неопределенного круга лиц в гражданском процессе // Актуальные

проблемы правоведения. 2008, № 1(19). С. 189.

[2] Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России: Учебник. Екатеринбург. М. 1999. С. 137.



Р.М. Попов,
консультант отдела судебной и арбитражной практики администрации г. Дубна


http://www.gkh.ru/journals/9332/89898/

Возврат к списку