Американцы не глотают слезы обиды - они обращаются в суд

 


Многочисленные коллективные иски, которыми американцы осыпают недобросовестные и нечистые на руку компании и корпорации, во многом способствовали созданию имиджа страны, где за любую несправедливость можно "засудить". Граждане США с малых лет учатся не глотать слезы обиды, а идти в суд.

Несмотря на то, что коллективные иски помогают добиться справедливости тысячам пострадавших американцев, в последнее десятилетие у закона, регулирующего дела по коллективным искам, появилось много противников. Основной выдвигаемый ими аргумент - непропорциональный рост числа коллективных исков и громадные суммы возмещения ущерба.

Это бьет по карману не только частного бизнеса, но и потребителей. Компании, опасающиеся судебных процессов, стараются застраховать себя от возможных неприятностей и платят больше и больше денег на страховку, что приводит к повышению цен на их товары и услуги. Этот механизм представляется особенно неэффективным, если причина для обращения в суд не была сопряжена с серьезным ущербом, как, например, обсчет группы клиентов телефонной компании на несколько долларов. Так как обсчитанные граждане отстаивают справедливость коллективно, сумма возмещения ущерба для компании исчисляется не в долларах, а в миллионах долларов. Потерпевшие граждане получают свои деньги, но зато потом все остальные клиенты (включая самих потерпевших) звонят по повышенному тарифу.

Недовольство также вызывает и то, что юристы, выигрывающие дела по коллективным искам, получают миллионные компенсации за свои услуги. Соблазн быстрого обогащения поощряет представителей Фемиды активно искать возможности по содействию подачи такого рода исков, что способствует увеличению их количества.
По данным профессора юриспруденции Корнуэллского университета Теодора Айзенберга и его коллеги из университета Нью-Йорка Джеффри Миллера, в  2000 году четыре коллективных процесса закончились выплатами сумм, превышающих миллиард долларов каждый, что привело к тому, что средняя сумма компенсации за юридические услуги поднялась до сенсационных 31миллиона долларов. Несмотря на то, что в последующие два года компенсации равнялись, в среднем, 10 миллионов долларов, их размеры продолжают расти.

Как правило,  в 10% самых крупных дел - с выплатами пострадавшим около 929 миллионов долларов - адвокаты получают 12% от общей суммы компенсации, присужденной судом. В 10% самых мелких дел, в которых пострадавшие стороны получают около 800 тысяч долларов, юристы довольствуются 30% от выигранной суммы.  Принятие нового законодательства, призванного ограничить коллективные иски, считается одним из приоритетов администрации президента Джорджа Буша и многих республиканцев, входящих в состав Конгресса США.

В настоящее время судами разных штатов рассматриваются пять крупных дел, инициированных группами пострадавших и получивших широкую общественную огласку. Как сообщает Американская ассоциация судебных юристов, в графстве Brazoria, штат Техас, возбуждено дело против фармацевтической компании Eli Lilly, производящей, в том числе, вакцину для новорожденных.

Как доказывают истцы, после вакцинации, мозг ребенка испытывал серьезную травму, последствия которой неустранимы. Документы, изъятые из архивов компании, показали, что ее руководство знало о том, что одно из веществ, использованных при приготовлении препарата, произведено на основе ртути и опасно для людей. За 73 года, прошедшие с момента начала выпуска вакцины, пострадало огромное количество новорожденных.

В штате Флорида имела место не менее печальная история. Одна из самых крупных похоронных компаний США, представленная похоронными домами Menorah Gardens и Funeral Chapels,  будет ответчиком по коллективному иску, поданному в связи с вопиющими фактами обращения с покойниками. Services Corporation International, техасская корпорация, владеющая провинившимися похоронными домами, обвинена во взломах кладбищенских склепов - туда складывали новых покойников, для которых не хватало места на кладбище. Работники похоронных домов даже закапывали тела покойников в близлежащем лесу, а также не гнушались смешивать части тел, принадлежащих разным индивидуумам, в одной могиле.

Любопытно, что в пятерку самых громких дел входит дело, вовлекшее другую похоронную компанию - крематорий из штата Джорджия. Компания Tri-State Crematory занималась всем, чем угодно, но только не заявленной деятельностью. Разлагающиеся трупы были разбросаны по всей территории, принадлежащей компании, а кремированные останки, которые возвращались семьям умерших, зачастую оказывались не чем иным, как цементным порошком или землей, изначально предназначенной для выращивания комнатных цветов. Два коллективных иска были поданы в штате Теннесси против похоронных бюро этого штата, которые пользовались услугами этого крематория.

Процесс в штате Аризона также имеет отношение к сфере, где люди меньше всего ожидают стать жертвами обмана и злоупотреблений. Финансовая организация, созданная бизнесменами- баптистами из штата Аризона, принимала вклады от частных лиц и обещала направлять их на богоугодные дела. Когда организация неожиданно обанкротилась, инвесторы потеряли 590 миллионов долларов. Ревизорская фирма Andersen Consulting, осуществлявшая надзор за деятельностью предприимчивых баптистов, скрыла информацию о неблагополучном финансовым состоянии организации,  выражавшемся в огромных убытках. Если потерпевшие инвесторы выиграют дело против Andersen Consulting, то фирма должна будет компенсировать им потери.

В суде графства Санта Клара, штат Калифорния, идет судопроизводство по делу против компании Pay Pal. Компания получила широкую известность своими посредническими услугами при совершении покупок и ведении бизнеса в Интернете. Многие клиенты Pay Pal потерпели значительные убытки, перечисляя свои деньги через электронные каналы компании. Пока что это объясняется главным образом несовершенством электронных программ, которые Pay Pal использует для обслуживания клиентов в Интернете. Среди других обвинений, предъявленных компании, также намеренное сокрытие контактной информации, которая обычно используется, чтобы связаться со специальной службой, ответственной за общение с покупателями и разрешение всех возможных недоразумений.

Возврат к списку