Коллективные иски к туристическим компаниям

Отдых далеко от дома, а особенно за границей - дело серьезное и для большинства людей очень важно, чтобы все было хорошо подготовлено. Организацию туристической поездки люди в основном доверяют туроператорам и возлагают на них всю подготовку. Туристические фирмы помогают подготовить визы, авиабилет, осуществляют бронирование в отелях и трансфер, чтобы туристам не нужно было не о чем думать.

Но не всегда отдых проходит гладко. Бывает, что все идет на перекосяк - и возникают спорные ситуации, которые можно решить только в суде.

С точки зрения права человек заключает договор реализации туристического продукта. С этого момента на его отношения с турагентом и туроператором (это разные понятия) регулируются следующими правовыми нормами:

  • Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
  • Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта".
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Происходят различные ситуации, когда туроператорами и турагентствами существенно нарушаются условия договора, касающиеся услуг по перевозке туристов. Обычно ситуации бывают следующие:



  • Клиент заключил договор и оплатил услугу, однако документы для реализации турпоездки (ваучер, путевка, страховка, авиабилет) выданы клиенту не были.
  • Произошли задержки рейса, не было надлежащей обслуги (сервиса), в отеле не было мест и сразу заселиться невозможно.
  • Возникают проблемы у самого туроператора, и тогда отели и авиакомпании расторгают с ним отношения, и туроператор не может выполнить свои обязательства.

Часто при этом, туристы оказываются брошенными на произвол судьбы, а туристические фирмы пытаются снять с себя всю ответственность и не идут на урегулирование споров с пострадавшими клиентами.

Конечно, единственное что остается в таком случае - это подача искового заявления на турфирму или подача искового заявления на туроператора.

Есть много образцов искового заявление к туроператору или к турфирме, но часто существуют большие отличия в ситуациях, поэтому лучше иск к туроператору составить совместно с опытным юристом.

Суд с туроператором - не такое простое дело, у них опытные юристы, которые знают все тонкости и в таком случае суд с турагентством может закончиться не в пользу отдыхающих.

Подать иск на туроператора можно и в одиночку, но в большинстве случаев идет нарушение прав сразу многих отдыхающих и поэтому разумнее подготовить и подать коллективный иск к турагентству или туроператору.

Коллективный иск в суд на турфирму поможет сэкономить средства на юристов, а также такой суд с турфирмой привлечет гораздо больше внимания средств массовой информации.

Залог успеха - это правильно составить исковое заявление. В противном случае суд попросту не примет его к рассмотрению.

Как правильно составить исковое заявление в суд на турфирму:

Исковое заявление составляется в соответствии со статьей 131 Гражданского Процессуального Кодекса (ГПК) и подаётся в суд в письменной форме.

В нем обязательно должны быть указаны:


  • Наименование суда, в который подаётся исковое заявление;
  • Наименование истца, его место жительства;
  • Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, её место нахождения;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти требования;
  • Цена иска, а также расчёт взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику;
  • Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов

В соответствии со статьей 132 ГПК, к исковому заявлению прилагаются:

  • его копии в соответствии с количеством ответчиков;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков;
  • доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора;
  • расчёт взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, с копиями в соответствии с количеством ответчиков.

Не забудьте подписать заявление и поставить дату!

В суде может выяснится:

  • что турагент не имеет договоров с туроператором (тогда теоретически только турагент и ответчик).
  • что турагент не передавал никаких средств туроператору по вашему туроператору (тогда опять же турагент ответчик).
  • что туроператор поручил другой компании выполнить свои обязательства и передал ему денежные средства или не передал их (так же может повлиять на привлечение еще одного лица к делу). В таком случае целесообразно привлечь в качестве ответчиков и туроператора, и того туроператора которому данный туроператор поручил исполнить договор реализации туристического продукта, а также их страховые компании.
  • у туроператора может не быть страховки.
  • что у турагента так же нет страховки.
  • что существуют какие-то договора поручительства, маскирующие ответственность.

Государственная пошлина на подачу иска в суд по подобным делам не взымается. Называются подобные иски - о защите прав потребителя. С требованиями взыскания сумм уплаченных по неисполненному договору до 50 000р подаются в мировой суд, а если более 50 000р то в городской/районный.

Так же параллельно с судом для дисциплинирования нарушителей следует подать на них жалобу в роспотребнадзор, чтобы им не было скучно. Так же на сколько мне известно вопросами недобросовестных компания занимается и Министерство культуры, в которое так же можно жаловаться. Жалобы разумеется должны быть письменными и с отметкой о получении (или же письмом с уведомлением о вручении).