Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г

Конституция Российской Федерации
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демо-кратической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации.



РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1.Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государ-ство с республиканской формой правления.
2.Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3
1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государствен-ной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 4
1.Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2.Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3.Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей террито-рии.
Статья 5
1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Россий-ской Федерации.
2.Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3.Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной цело-стности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статья 6
1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобрете-ния.
2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1.Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2.В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гаранти-рованный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1.В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, сво-бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, сво-бода экономической деятельности.
2.В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государ-ственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федера-ции как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей терри-тории.
2.Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, му-ниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни-тельной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави-тельство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2.Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной вла-сти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договора-ми о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного само-управления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3.В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4.Общественные объединения равны перед законом.
5.Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, соз-дание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1.Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавли-ваться в качестве государственной или обязательной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое дейст-вие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3.Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные догово-ры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если между-народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот-ренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16
1.Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2.Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые фор-мы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко-вой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реа-лизации.
Статья 20
1.Каждый имеет право на жизнь.
2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием при-сяжных заседателей.
Статья 21
1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1.Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2.Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержа-нию на срок более 48 часов.
Статья 23
1.Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2.Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле-графных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1.Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должност-ные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли прожи-вающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 26
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежно-сти.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще-ния, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2.Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Рос-сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федера-цию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право испо-ведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, нацио-нальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, ра-сового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3.Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4.Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, состав-ляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5.Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные сою-зы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений га-рантируется.
2.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами госу-дарства как непосредственно, так и через своих представителей.
2.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3.Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспо-собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4.Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять ин-дивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34
1.Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2.Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1.Право частной собственности охраняется законом.
2.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3.Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принуди-тельное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено толь-ко при условии предварительного и равноценного возмещения.
4.Право наследования гарантируется.
Статья 36
1.Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу-ществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей сре-де и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3.Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 37
1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещен.
3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, вклю-чая право на забастовку.
5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются ус-тановленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38
1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2.Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди-телях.
Статья 39
1.Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва-лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных за-коном.
2.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40
1.Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищ-ное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно пре-доставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41
1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражда-нам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других по-ступлений.
2.В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным зако-ном.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-логическим правонарушением.
Статья 43
1.Каждый имеет право на образование.
2.Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных обра-зовательных учреждениях и на предприятиях.
3.Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспе-чивают получение детьми основного общего образования.
5.Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44
1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, техниче-ского и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраня-ется законом.
2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45
1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными за-коном.
Статья 46
1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3.Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчер-паны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47
1.Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступле-ния имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49
1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его ви-новность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50
1.Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2.При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, получен-ных с нарушением федерального закона.
3.Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоя-щим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1.Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родст-венников, круг которых определяется федеральным законом.
2.Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинен-ного ущерба.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54
1.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2.Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответствен-ность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1.Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3.Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1.В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2.Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных фе-деральным конституционным законом.
3.Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40(часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливаю-щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2.Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3.Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61
1.Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Феде-рации или выдан другому государству.
2.Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62
1.Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государст-ва (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2.Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3.Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случа-ев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Фе-дерации.
Статья 63
1.Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2.В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуе-мых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении престу-пления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Россий-ской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 65
1.В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан,Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республи-ка, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Рес-публика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Респуб-лика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татар-стан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чечен-ская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хаба-ровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область,Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Кур-ганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
2.Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуще-ствляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статья 66
1.Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2.Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, горо-да федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым зако-нодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Феде-рации.
3.По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, авто-номном округе.
4.Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулиро-ваться федеральным законом и договором между органами государственной власти авто-номного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5.Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 67
1.Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутрен-ние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2.Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Феде-рации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3.Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимно-го согласия.
Статья 68
1.Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является рус-ский язык.
2.Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государст-венной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях респуб-лик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3.Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 70
1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2.Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавлива-ется федеральным законом.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б)федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д)федеральная государственная собственность и управление ею;
е)установление основ федеральной политики и федеральные программы в области госу-дарственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо-женное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные эко-номические службы, включая федеральные банки;
з)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и)федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материа-лы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к)внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международ-ные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л)внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м)оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; произ-водство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н)определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воз-душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о)судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п)федеральное коллизионное право;
р)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с)государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т)федеральная государственная служба.
Статья 72
1.В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автоном-ной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г)разграничение государственной собственности;
д)природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопас-ности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е)общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж)координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з)осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемия-ми, ликвидация их последствий;
и)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окру-жающей среды;
л)кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этни-ческих общностей;
н)установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2.Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, об-ласти, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 73
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде-рации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 74
1.На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных гра-ниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения това-ров, услуг и финансовых средств.
2.Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Статья 75
1.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2.Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государ-ственной власти.
3.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе-ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4.Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Статья 76
1.По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституци-онные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Рос-сийской Федерации.
2.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе-дерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3.Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4.Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Феде-рации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерально-го значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное право-вое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6.В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Статья 77
1.Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов феде-рального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
2.В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде-рации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 78
1.Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий мо-гут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должност-ных лиц.
2.Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4.Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечива-ют в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80
1.Президент Российской Федерации является главой государства.
2.Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федера-ции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти.
3.Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федера-ции и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4.Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Фе-дерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1.Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Россий-ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Феде-рации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3.Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4.Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным зако-ном.
Статья 82
1.При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу сле-дующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
2.Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федера-ции, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Фе-дерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а)назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б)имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в)принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г)представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Предсе-дателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Фе-дерации;
д)по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Кон-ституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
е1)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генераль-ного прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Россий-ской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
е2)назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;
ж)формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з)утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и)формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к)назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федера-ции;
м)назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а)назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б)распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституци-ей Российской Федерации;
в)назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным зако-ном;
г)вносит законопроекты в Государственную Думу;
д)подписывает и обнародует федеральные законы;
е)обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
1.Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Феде-рации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ме-жду органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недос-тижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2.Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а)осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б)ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в)подписывает ратификационные грамоты;
г)принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
1.Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Воору-женными Силами Российской Федерации.
2.В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрес-сии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3.Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщени-ем об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а)решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б)награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в)осуществляет помилование.
Статья 90
1.Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Статья 92
1.Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
2.Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять при-надлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3.Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Феде-рации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 93
1.Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федера-ции только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденно-го заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Прези-дента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвине-ния.
2.Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3.Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвиже-ния Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Со-вета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представитель-ным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
1.Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2.В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Фе-дерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного орга-нов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Прези-дентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации.
3.Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4.Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5.Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96
1.Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2.Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государствен-ной Думы устанавливаются федеральными законами.
Статья 97
1.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федера-ции, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2.Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть де-путатом иных представительных органов государственной власти и органов местного са-моуправления.
3.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, зани-маться другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 98
1.Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновен-ностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подверг-нуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2.Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального про-курора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99
1.Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2.Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избра-ния. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3.Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4.С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Статья 100
1.Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2.Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3.Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Россий-ской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 101
1.Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его за-местителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государст-венной Думы и его заместителей.
2.Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Ду-мы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3.Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4.Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5.Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности кото-рой определяются федеральным законом.
Статья 102
1.К ведению Совета Федерации относятся:
а)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б)утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в)утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного поло-жения;
г)решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федера-ции за пределами территории Российской Федерации;
д)назначение выборов Президента Российской Федерации;
е)отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж)назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Вер-ховного Суда Российской Федерации;
з)назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Рос-сийской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и)назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2.Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3.Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 103
1.К ведению Государственной Думы относятся:
а)дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Прави-тельства Российской Федерации;
б)решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в)заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числепо вопросам, поставленным Государственной Думой;
г)назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д)назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е)назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж)объявление амнистии;
з)выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2.Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее веде-нию Конституцией Российской Федерации.
3.Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 104
1.Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави-тельству Российской Федерации, законодательным(представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит так-жеКонституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Фе-дерации по вопросам их ведения.
2.Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3.Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие за-конопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федера-ции.
Статья 105
1.Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2.Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федера-ции.
3.Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4.Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосо-вало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырна-дцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5.В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федераль-ный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а)федерального бюджета;
б)федеральных налогов и сборов;
в)финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г)ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д)статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е)войны и мира.
Статья 107
1.Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2.Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федераль-ный закон и обнародует его.
3.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Статья 108
1.Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Статья 109
1.Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2.В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3.Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4.Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Сове-том Федерации.
5.Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Статья 110
1.Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Россий-ской Федерации.
2.Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Россий-ской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статья 111
1.Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Россий-ской Федерации с согласия Государственной Думы.
2.Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вно-сится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Феде-рации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3.Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Феде-рации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4.После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правитель-ства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государствен-ную Думу и назначает новые выборы.
Статья 112
1.Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2.Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статья 113
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Рос-сийской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федера-ции определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федера-ции и организует его работу.
Статья 114
1.Правительство Российской Федерации:
а)разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б)обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в)обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, эко-логии;
г)осуществляет управление федеральной собственностью;
д)осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е)осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собст-венности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж)осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Феде-рации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2.Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федераль-ным конституционным законом.
Статья 115
1.На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных зако-нов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2.Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3.Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их про-тиворечия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Прези-дента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Статья 116
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Статья 117
1.Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2.Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3.Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федера-ции. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выра-жения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Прези-дент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Фе-дерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государ-ственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Рос-сийской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правитель-ства либо распускает Государственную Думу.
4.Председатель Правительства Российской Федерации может поставить пе-ред Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Ес-ли Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5.В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118
1.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, адми-нистративного и уголовного судопроизводства.
3.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие выс-шее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2.Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121
1.Судьи несменяемы.
2.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122
1.Судьи неприкосновенны.
2.Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, оп-ределяемом федеральным законом.
Статья 123
1.Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании до-пускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2.Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, преду-смотренных федеральным законом.
3.Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4.В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 124
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспе-чивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Статья 125
1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Фе-дерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федера-ции или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федера-ции, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а)федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государ-ственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в)договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г)не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а)между федеральными органами государственной власти;
б)между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации;
в)между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4.Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституци-онных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установлен-ном федеральным законом.
5.Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Фе-дерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федера-ции, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6.Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают си-лу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7.Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает за-ключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Рос-сийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле-ния.
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административ-ным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным кон-ституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процес-суальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 127
Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федера-ции о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).
Статья 128
1.Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2.Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3.Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанав-ливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2.Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Сове-том Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3.Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федера-ции, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Россий-ской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4.Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуро-ров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5.Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Фе-дерации.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1.Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2.Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного само-управления.
Статья 131
1.Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов мест-ного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2.Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, до-пускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1.Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собствен-ностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные во-просы местного значения.
2.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государствен-ными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного са-моуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Ду-ма, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмот-рены Федеральным Собранием.
2.Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Фе-дерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федера-ции и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституцион-ным законом созывается Конституционное Собрание.
3.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, кото-рый принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного го-лосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголо-совало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1.Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Россий-ской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2.В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального зна-чения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Россий-ской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Заключительные и переходные положения
1.Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опублико-вания по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Фе-дерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федера-ции, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, До-говора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти авто-номной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — действуют положения Конституции Российской Федерации.
2.Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
3.Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России, со дня вступле-ния в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
4.Совет Министров — Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительст-ва Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется — Правительство Российской Федерации.
5.Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномо-чиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраня-ют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные долж-ности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
6.Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рас-смотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
7.Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
8.Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избра-ния. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
9.Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы — членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Кон-ституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия(или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.


Возврат к списку




Госдума: закон о коллективных исках в России будет принят до конца года


Закон о коллективных исках в России будет принят до конца года. Об этом сегодня в интервью ИТАР-ТАСС сообщил депутат Госдумы от ОНФ Виктор Климов.

По его словам, "создание нового юридического института / коллективных исков/ предполагает большую работу". "Думаю, что это будет не один закон, скорее всего, будет базовый закон, который будет впоследствии дорабатываться. Сроки определены - до конца года", - сказал Климов.

Предполагается, что коллективные иски в защиту нарушенных прав потребителей смогут подавать как граждане, так и юридические лица. Как ранее сообщил сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Галушка, такое право, в частности, получат общественные объединения.

По его словам, механизм защиты прав потребителей через институт коллективных исков составляют три слагаемых: "возможность граждан и юридических лиц подавать коллективные иски к нарушителям их прав, взыскивать с них многократные убытки". При этом третьим компонентом станет возможность адвокатов получать "гонорары успеха".

"На мой взгляд, это до 10% от взысканных убытков", - пояснил Галушка, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС о размере таких адвокатских гонораров. При этом он подчеркнул, что порядок их начисления должен быть "легальным и понятным".

Благодаря созданию такого механизма "на стороне слабого участника возникает сильный участник, который готов защищать права слабого в суде ", подчеркнул Галушка.

В свою очередь замруководителя ФАС Андрей Цыганов отметил, что система коллективных исков будет более эффективно защищать права потребителей, так как позволит объединить "сотни одинаковых и не очень сложных дел".